Цитата из путеводителя "Поволжье", вышедшего в 1925 г. под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского:
"В 21 километре (от Костромы), на правом берегу находится зажиточное село Чернопенье, родина ряда поколений волжских работников транспорта - лоцманов, капитанов. Отсюда, из раскольничьей сектантской среды выходили прекрасно знающие Волгу, зоркие и умные, большебородые лоцмана, умелой рукой проводившие пароходы по мелким местам и перекатам в сухое время летом и темными ночами или туманными утрами осенью".
***Село Чернопенье известно с древнейших времен Оно являлось административным центром бывшей Кубанской волости, а в древности Вятского стана, затем входило в Ильинскую волость Костромского уезда.
***. Название Чернопенье (иногда называли просто Пенье) относится к многочисленной группе древнейших названий. Первые поселенцы, чтобы устроить поселение и приступить к хлебопашеству, вырубали леса, пускали палы, очищали гари, корчевали пни. Отсюда произошли названия Гари, Погорелки, Жары, Жарки, Пеньки и т.д.
*** По данным Д.Ф. Белорукова Чернопенье было отдано в вотчину князю Н.М. Жирово-Засекину.
Затем владели селом С.С.Языков, князь В.В. Мещерский,
А.А. Яковлев (дед А.И. Герцена) и его сын, Д.П. Голохвастов - историк и попечитель Московского учебного округа.
В1859 г. владельцем Чернопенья был К.П. Дмитриев, сын галичского городничего. Вероятно, он был последним владельцем чернопенских мужиков.
Таким образом, в Чернопенье и окружающих его деревнях жили крепостные, скорее всего оброчные люди, т.к. усадьбы владельцев здесь не существовало.
**Одним из промыслов, дававших средства к жизни, Белоруков в своей книге упоминает мыловарение. Видимо мыло, которое варили чернопенцы, было хорошего качества, т.к. его отправляли даже в Москву.
***Но основным источником жизни для чернопенцев служила Волга. Кроме рыбного промысла, с развитием на Волге судоходства, основным источником существования, а потом и благополучия, стала работа на реке. Всех, кто работал на ней, независимо от рода деятельности называли "волгарями".
Первоначально - это было бурлачество. Для многих бурлачество было основой их благосостояния. Основная масса крепких мужчин уходила с мая по октябрь на "путину". Каждая бурлацкая артель имела строгую иерархию.
*Старший, которому доверялось судно и груз, назывался "водоливом",
*лоцманские обязанности лежали на "дяде" или по другому "букашнике",
*хозяйство артели вел "десятник",
*шедший впереди всех опытный, сильный бурлак назывался "шишка".
Хорошо изучив Волгу, исходив волжские берега сверху донизу, чернопенцы знали каждый перекат, каждую мель.
Трезвые, крепкие, в большинстве своем из староверов, чернопенские мужики занимали в этих бурлацких артелях не последнее место, становились водоливами (шкиперами), лоцманами, а некоторые из них приобретали суда и занимались перевозкой грузов.
***Почему же чернопенцы шли в бурлаки? Конечно же, сказалось географическое расположения села. Да и земли у чернопенских крестьян было немного, а платить оброчные деньги помещикам было надо.
***Судоходство на Волге развивалось очень быстрыми темпами. Если первый пароход на Волге появился в 1820 г., то в 90-х гг. XIX в. их численность достигла уже 1015. Как грибы росли пароходные общества. Для проводки паровых судов (на Волге их было в 1855 году - 108, в 1869 году - 337, в 1884 году - 624) требуются люди, хорошо знающие фарватер и особенности течения реки.
Поэтому, когда появились на Волге пароходы, чернопенцы с их знанием реки, надежностью и трудолюбием, стали самыми востребованными работниками на реке.
А все мужское население Чернопенья получало неплохо оплачиваемую работу.
****Подлинный расцвет Чернопенья начинается с 60-х годов XIX века.
**Крестьяне сельца Чернопенье, занимающиеся судоходством, нанимаются за хорошую цену лоцманами, и они мало обращают внимания на земледелие и отдают полевую работу крестьянам деревень Лыщёво и Сурмино, сами же отправляются с началом весны при открытии навигации и возвращаются в октябре или ноябре месяце домой,
**а некоторые остаются в качестве приказчиков, присматривая за судами хозяев и своими собственными.
***Число промышленных ремесленников:
в сельце Чернопенье лоцманов 30, водоливов 15
Если сравнить количество работающих на Волге по ведомости помещика К. П. Дмитриева - 45 человек (30 + 15) и количество взрослых крестьян того же помещика по Ревизской сказке за 1858 год - 45 человек (всего 92 души мужского пола, за минусом 47 мальчиков до 14 лет), то видно, что все взрослые мужчины были или лоцманами, или водоливами.
***Сыновья по традиции продолжают дело отцов, почти все идут в речники. Работали на реке с 14 до 65 лет.
Дети чернопенцев работали на судах с 12-14 лет, начиная зачастую мойщиками посуды в буфетах пароходов, а затем становились матросами, штурвальными и лоцманами.
С открытием в 1887 году в Нижнем Новгороде речного училища многие из чернопенцев учились там, становясь впоследствии капитанами (или, как тогда их называли, командирами) пароходов и речными служащими.
Вот что писал Я. Крживоблоцкий в книге "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния":
"Лоцмана большею частью бывают из помещичьих крестьян Юрьевецкого уезда, а также из деревни "Чёрной Пенье", находящейся на берегу Волги в 17 верстах от Костромы; последние преимущественно берутся на пароходы, как лоцмана, отлично знающие своё дело".
И там же:
"Лоцман, который есть главное лицо на судне, получал двойную плату против простого бурлака и притом хозяйские харчи.
На пароходах плата доходила до 300 и даже 500 рублей серебром в лето".
Мужчина - "в